Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся
по информатики
К учебным достижениям учащихся по информатике, которые подлежат оцениванию, принадлежит:
– теоретическая база знаний: представление об информации, ее свойствах, информационные процессы и информационные системы, общие принципы решения задач с помощью компьютера с использованием программного обеспечения общего и конкретно-предметного назначения, формулирование проблем и постановку задач, построение соответствующих информационных моделей, основы алгоритмизации и программирование, принципы строения и действия компьютера, представление о возможностях использования глобальной сети Интернет, поиск нужных сведений.
– практические навыки: навыки работы с устройствами ввода-вывода данных, прикладным программным обеспечением общего и учебного назначения, программами технического обслуживания аппаратной составляющей, операционными системами, программами для архивирования файлов, антивирусными программами, редакторами текстов, графическими редакторами, средствами подготовки компьютерных презентаций и публикаций, табличными процессорами, системами управления базами данных, информационно-поисковыми системами, экспертными системами, мультимедийными компьютерными энциклопедиями, педагогическими программными средствами для компьютерной поддержки преподавания по разным предметам, программами-браузерами для просмотра гипертекстовых страниц, программами для работы с электронной по почте и телеконференциями, поиска нужных сведений в глобальной сети Интернет, создание гипертекстовых страниц и т.п.; умения составления, редактирования и реализации простейших алгоритмов и программ по использованием разных способов их представление, отдельно с помощью языка программирования.
Оценивание качества подготовки учеников по информатике осуществляется в двух аспектах:
- уровень владения теоретическими знаниями и
- способность к применению изученного материала в практической деятельности.
Согласно степени овладения указанными знаниями и способами деятельности выделяются четыре уровня учебных достижений учащихся по информатике, которые отображено в таблице и построены таким образом, что достижение определенного уровня учебных достижений предусматривает, что все указанные для предыдущих уровней знания, умения и навыки усвоены учеником.
Уровне учебных достижений |
Баллы |
Критерии оценивания учебных достижений учеников |
І. Начальный |
1 |
Ученик (ученица) распознает отдельные объекты, явления и факты предметной области; знает и выполняет правила техники безопасности во время работы с компьютерной техникой |
2 |
Ученик (ученица) распознает отдельные объекты, явления и факты предметной области и может фрагментарно воссоздать знание о них |
|
3 |
Ученик (ученица) имеет фрагментарные знания при незначительном общем их объеме (меньше половины учебного материала) при отсутствия сформированных умений и навыков |
|
ІІ. Средний |
4 |
Ученик (ученица) имеет начальный уровень знаний, значительную (больше половины) часть учебного материала может воссоздать репродуктивно; может с помощью учителя выполнить простую учебную задачу; имеет элементарные, неустойчивые навыки работы на компьютере |
5 |
Ученик (ученица) имеет уровень знаний высший, чем начальный; может с помощью учителя воссоздать значительную часть учебного материала с элементами логических связей; имеет стойкие навыки выполнения элементарных действий по обработке данных на компьютере |
|
6 |
Ученик (ученица) знаком с основными понятиями учебного материала; может самостоятельно воссоздать значительную часть учебного материала и делать определенные обобщения; умеет по образцу выполнить простую учебную задачу; имеет стойкие привычки выполнения основных действий по обработке данных на компьютере |
|
ІІІ. Достаточный |
7 |
Ученик (ученица) умеет применять изученный материал в стандартных ситуациях; может объяснить основные процессы, которые происходят во время работы информационной системы и приводить собственные примеры на подтверждение некоторых утверждений; умеет выполнять учебные задачи, предусмотренные программой |
8 |
Ученик (ученица) умеет анализировать учебный материал, в целом самостоятельно применять его на практике; контролировать собственную деятельность; самостоятельно исправить указанные учителем ошибки; самостоятельно определить способ решения учебной задачи; умеет использовать справочную систему |
|
9 |
Ученик (ученица) свободно владеет учебным материалом, применяет знание на практике; умеет систематизировать и обобщать полученные сведения; самостоятельно выполняет предусмотренные программой учебные задачи; самостоятельно находит и исправляет допущенные ошибки; может аргументированно выбрать рациональный способ выполнения учебного задания; свободно владеет клавиатурой |
|
IV. Высокий |
10 |
Знание, умение и привычки ученика (ученица) полностью отвечают требованиям государственной программы. Ученик (ученица) владеет крепкими знаниями, самостоятельно определяет промежуточные цели собственной учебной деятельности, оценивает новые факты, явления; умеет самостоятельно находить дополнительные сведения и использует их для реализации поставленных перед ним учебных целей, суждение его (ее) логические и достаточно обоснованные; имеет определенные навыки управления информационной системой |
11 |
Ученик (ученица) владеет обобщенными знаниями по предмету; умеет планировать личную учебную деятельность, оценивать результаты собственной практической работы; умеет самостоятельно находить источники разных сведений и использовать их согласно цели и задачам собственной познавательной деятельности; использует приобретенные знания и умение в нестандартных ситуациях; умеет выполнять задачу, не предусмотренные учебной программой; имеет стойкие навыки управления информационной системой |
|
12 |
Ученик (ученица) имеет стойкие системные знания и продуктивно их использует; умеет свободно использовать новые информационные технологии для пополнения собственных знаний и решения задач; имеет стойкие навыки управления информационной системой в нестандартных ситуациях |