Динамическое равновесие
Пальцами надо двигать правильно
"Шаг влево, шаг вправо" — это тяжелое наследие, от которого надо
избавляться. Закрепление за каждым пальцем своих букв, конечно, хорошо. Но
лучшее — враг хорошего. (Например, лучший индеец — враг хорошего индейца.
Потому, собственно, у хорошего индейца и понижен жизненный тонус).
Я предлагаю использовать "динамическую раскладку". Это значит, что
клавиша нажимается не ближайшим пальцем, а ближайшим свободным пальцем.
Например, буквы "Н" и "О" должны вводиться одним пальцем,
но после нажатия "Н" указательный (в традиционной раскладке) или
средний (в альтернативной) палец правой руки находится в довольно неудобном
положении, и дотянуться им до "О" сложнее, чем средним или безымянным
соответственно. И поэтому буквосочетание "НО" вводится двумя
пальцами, а не одним, что явно быстрее.
При помощи этого метода легче вводить часто повторяющиеся сочетания букв
"иться", "про", "имся" и т. д.
Пальцы при этом методе меньше движутся относительно кисти. Это особенно хорошо
для тех, у кого пальцы с трудом сдвигаются в стороны, например, людям
физического труда. (Большинство из них, как я заметил, неспособны далеко
отодвинуть мизинец от безымянного).
У этого метода также есть одно преимущество, которое проявляется только
через несколько часов работы. А именно, кисти рук не замирают над клавиатурой,
а постоянно над ней движутся. С медицинской точки зрения это большое
преимущество, потому что постоянное положение рабочих органов без движения, но
с напряжением мышц, приводит в конце концов к судорогам. Кроме того, необходимое
передвижение кистей рук ложится на более крупные мышцы предплечья и плеча, а
значит, меньше будет усталость.
Разумеется, есть и недостаток: этот метод несколько труднее освоить. Но с
течением времени и этот недостаток переходит в достоинство: каждый палец
"выучивает" не только "свои" кнопки, но и соседние. После
небольшой дополнительной тренировки можно легко в любой момент переходить к
печати одной рукой, а это требуется не так уж редко. У меня скорость печати
одной рукой при сравнимом уровне ошибок держится на уровне 50% от нормальной.
Есть и совершенно реальный недостаток: может оказаться так, что для нажатия
очередной клавиши надо будет двигать кисть далеко. Например, только я нажал
букву "О" в слове "Камасутра" безымянным пальцем, как тут
же надо нажать Backspace.
В общем, пробуйте, оценивайте. К чести изобретателя русской раскладки надо
сказать, что клавиши на ней стоят так, что оптимально расположить пальцы не
получится, поэтому динамический метод оправдан, потому что позволяет
"подгонять" пальцы под оптимальную позицию.
Чем краснее,
тем чаще.
Некоторые клавиши без квадратиков, потому что я исключал многие символы из
анализа. Сначала я провел анализ на все символы, которые есть на клавиатуре, а
потом ограничился сорока наиболее частыми. Цифры я исключил еще и потому, что
их удобнее вводить с NumPada.
Вызывает удивление расположение коричневой буквы "З" в середине
черной зоны.
Становится ясно, что на печатной машинке точка и запятая расположены более
разумно, на клавишах 6 и 7, то есть в зоне указательных пальцев; причем их
удобно нажимать любой рукой. Многие операционные системы позволяют менять
раскладку, так что мы ничего не потеряли на этом. Правда, в "Стамине"
нет рисунка клавы с машинописной раскладкой.
А еще удобно было бы сделать так, чтобы цифры на верхнем ряду вводились при
нажатом шифте, и символы !"№;%:?*() — без. Может, кто возьмется и сделает?
Хитрые комбинации
Совершенно определенно можно сказать, что некоторые сочетания букв
встречаются чаще остальных. Я решил исследовать этот вопрос поподробнее. Для
этого я написал частотный анализатор (на Бейсике, разумеется, потому что все
серьезные программы пишутся на Бейсике, например, Виндовс. Я использовал
интерпретатор QBasic, потому что он красивый и синий). После обработки результатов
оказалось, что таких комбинаций не так уж и много, едва-едва хватило на один
урок. Скорость печати на этом уроке у меня с первой же попытки выросла на
четверть, а количество ошибок уменьшилось в полтора раза. Каждая комбинация в
уроке повторяется три раза подряд. Это не для того, чтобы выучить, какими пальцами
вводить комбинации, а для того, чтобы запомнить сами комбинации. Ибо при
использовании динамического метода одна и та же комбинация букв может быть
введена разными пальцами. Когда Вы начнете барабанить комбинации без раздумий,
можно уйти с урока на режим "Фразы" или "Внешний файл".
Основная задача — научиться быстро выделять из потока текста частые
комбинации. Рекомендуется не нажимать две клавиши подряд одним и тем же
пальцем.
Для исследований я взял книги Василия Аксенова, Роберта Торстона, Кита Лаумера,
Владимира Гусева, Кира Булычева. То Самое трехбуквенное сочетание не
встретилось ни разу, потому что мой частотный анализатор не работает с
текстовыми файлами, записанными на заборе.
Большому пальцу — большое плавание
Вспомнив детство, деревянные игрушки в форме фортепиано, потом раннюю юность
с куда бóльшими проблемами и с тем же фортепиано, я вдруг подумал, а не
использовать ли большие пальцы для нажимания букв? Они же самые сильные! К тому
же профессиональные пианисты дают до 15 нажатий клавиш в секунду одной рукой,
при том, что клавиши на фортепиано нажимаются тяжелее. Попробовал. Выводы и
рекомендации такие:
1. Поначалу кажется, что пальцев стало вдвое больше. Постоянно хочется
взглянуть на руки и убедиться, что это не так.
2. Руки надо держать над клавой выше, чем обычно, следовательно, нужна
подставка под запястья.
3. Кисть надо согнуть так, как будто держишь небольшой мандарин. Или большую
сливу.
4. Зона действия каждой руки расширяется, клавиша BkSpace оказывается
существенно ближе к буквам, не надо сильно вытягивать мизинец.
5. Требуется привыкнуть к новому движению мизинцев для нажатия шифтов.
Вообще, я бы предпочел иметь клавишу Shift под пробелом, в зоне действия
большого пальца.
6. Обалденно удобно вводить сочетание "НОГО" по той же системе, по
какой играется хроматическая гамма на фортепианной клаве: "Н" —
указательным, "О" — большим, "Г" — средним, "О" —
большим.
7. Ногти должны быть очень короткими, чтобы их края не стукали по клавишам.
|